Слово-психологу

автор: педагог-психолог  Рыбакова О.В.

  • ЕСЛИ РЕБЕНОК С УДОВОЛЬСТВИЕМ ИГРАЕТ В БЫТОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ И НАДЕЛЯЕТ ИХ ВОЛШЕБНЫМИ СВОЙСТВАМИ – СКОРЕЕ ВСЕГО ОН, ВЫБЕРЕТ ТВОРЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ.
  • МАЛЫШУ НРАВИТСЯ, ЧТО КУКЛА ПОХОЖА НА НАСТОЯЩУЮ ДЕВОЧКУ, А У ИГРУШЕЧНОЙ МАШИНЫ ЕСТЬ ЗАПЧАСТИ – ЗНАЧИТ, ПОДРАСТАЕТ БУДУЩИЙ ПРАКТИК, ХОРОШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ И ЦЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК.
  • ЕСЛИ РЕБЕНОК, ИГРАЯ С КОНСТРУКТОРОМ, СОБИРАЕТ МОДЕЛИ СТРОГО ПО ИНСТРУКЦИИ – ИЗ НЕГО ВЫРАСТЕТ ЧЕЛОВЕК УПОРНЫЙ И ОСНОВАТЕЛЬНЫЙ. ЕСЛИ ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕТ – ПЕРЕД ВАМИ БУДУЩИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ.
  • ЗАНИМАТЬСЯ С МЯЧОМ, СКАКАЛКОЙ, ОБРУЧЕМ ПРЕДПОЧИТАЮТ ДЕЯТЕЛЬНЫЕ НАТУРЫ, НЕ СКЛОННЫЕ К САМОУГЛУБЛЕНИЮ.
  • ТЯГА К МЯГКИМ ИГРУШКАМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ТОМ, ЧТО МАЛЫШУ НЕ ХВАТАЕТ ТЕПЛА И НЕЖНОСТИ. ТАКИЕ ИГРУШКИ ОСОБЕННО НРАВЯТСЯ ОЧЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ЛЮДЯМ.
  • ЛЮБОВЬ К ИГРУШЕЧНОМУ ОРУЖИЮ СВЯЗАНА СО СФОРМИРОВАВШИМСЯ ИДЕАЛОМ МУЖЧИНЫ-ВОИНА, ГЕРОЯ. ОДНАКО НЕЛЬЗЯ ПОЗВОЛЯТЬ РЕБЕНКУ ЗАЦИКЛИВАТЬСЯ НА ВОЕННЫХ ИГРУШКАХ – У НЕГО МОЖЕТ СФОРМИРОВАТЬСЯ ВРАЖДЕБНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.
  • >

     

Заповеди воспитателя

Разработала: заместитель заведующего Матвейцева Н.А.

Девиз воспитателя:

«Всем, кому  дороги, дети

Быть  за  судьбу  их  в  ответе!»

Гимн  воспитателя:

Каким  быть  должен  воспитатель?

Конечно, добрым  должен  быть!

Любить  детей, любить  ученье,

Свою  профессию  любить!

Каким  быть  должен  воспитатель?

Конечно, щедрым  должен  быть,

Всего  себя  без  сожаленья

Он  должен  детям  подарить!

Заповеди воспитателя

Заповедь 1. Люби  воспитанника, доверенного  тебе  родителями, всей  душой, сердцем  и  разумом.

Заповедь 2.Старайся  видеть  в  каждом  своем  воспитаннике  полноправную, уникальную  личность, достойную  признания  и  уважения.

Заповедь 3.Осознавай  в  полной  мере  ответственность  за  каждого  вверенного  тебе  ребенка: за  его  физическое  состояние  и  эмоциональное  благополучие.

Заповедь 4.Отдавай  ежедневно  детям  все, что  знаешь  и  умеешь  сам, развивай  их  способности, выбирая  самые  прогрессивные  методы  обучения.

Заповедь 5.Помни, что  знания  без  чувств, добрых  дел  и  чистых  помыслов, не  окрыляют, а  отягощают  и  разрушают  любого  человека, в  том  числе,  ребенка.

Заповедь 6.Твердо  знай, что  любое  осуществляемое  тобой  насилие  над  личностью (физическое  или  моральное), независимо  от  его  цели, ставит  под  вопрос  твое  звание «педагог».

Заповедь 7.Оценивай  поступок, а  не  личность, и  никогда  не  принимай  воспитательных  воздействий  в  дурном  настроении.

Заповедь8.Воспринимай  родителей  своих  воспитанников  как  первых  союзников  в  деле  развития  детской  личности.

Заповедь9.Славь  профессию  свою  праведным  педагогическим  трудом  во  благо  будущих  поколений.

Заповедь 10.Дорожи    детским  садом  как  своим  родным  домом.

«ВЕДИ СЧЕТ СЛОВАМ СВОИМ» Рекомендации по речевому поведению воспитателя

автор: учитель-логопед Юрченко Н. В.

1.            Избегайте многословия. Около 80% информации дети воспринимают не через смысл слов, т.е. не через то, что сказано, а через то, как сказано (интонация, выражение лица, жесты, поза и т.д.).

2.            Дети младшего дошкольного возраста не слышат общих рекомендаций и просьб. Они понимают те слова, которые обращены только к ним. Поэтому обращайтесь к каждому ребенку отдельно, называя его по имени и мягко касаясь рукой (например: «Витя, собирайся на прогулку», «Саша, приглашаю тебя на прогулку» и т.п.).

3.            Называйте детей только по именам. Узнайте предварительно, какой вариант его имени ребенку нравится больше: Люда, Люся, Людмила или Мила.

4.            Ни в коем случае не сравнивайте одного ребенка с другим! Запрещено «аттестовывать»: «он плохой, а ты хороший».

5.            Хвалите ребенка «за любое проявление духовности». Вербализуются, т.е. переводятся в словесный план, не замечания, а то, что может подбодрить ребенка.

6.            Похвала – при всех, критика – наедине, причем только в том случае, если она может помочь; при разумной дозе одобрений критика обычно не нужна.

7.            Говорите с ребенком так, словно те качества, которые вы хотите в нем воспитать, уже есть: «При твоем упорстве непременно добьешься, сумеешь сделать», «Твоих друзей привлекает в тебе и твоя щедрость».

8.            Вежливость воспитывается только вежливостью, но никак не замечаниями.

9.            Речевым поведением педагог дает образец детям. Все критические замечания делаются в форме советов, пожеланий.

10.          Устанавливая с детьми правила поведения в группе, старайтесь «уходить» от слов «нет, нельзя, не». На уровне подсознания частица «НЕ» не воспринимается. Поэтому вместо «Нельзя кричать, говорить громко» используйте «говорите тихо», «У нас принято говорить тихо».

11.          Правила речевого поведения вырабатываются в ситуациях и ролевых играх. Когда дети на себе испытали неудобство совместного говорения и крика, они вырабатывают правило: «Хочешь, чтобы тебя услышали, подойди ближе и скажи тихо».

12.          С помощью речи человек может отстоять свои права, защитить себя. Чаще разыгрывайте сценки, когда по роли ребенку необходимо выступить в свою защиту. Дети осознают в таких ролевых играх, что хамство и защита своих прав – вещи совершенно разные.

13.          Чаще наслаждайтесь красивой фразой, пословицей, поговоркой и «заражайте» этим детей.

14.          С упоением читайте детям ваши любимые стихи, пересказывайте ваши любимые детские книги.

15.          Если ребенок плохо себя ведет, не наказывайте его. Предложите ребенку самое удобное место, покой и тишину: «Отдохни от детей, посиди, полежи подальше от них, понаблюдай за ними».

16.          Используйте юмор, шутку как универсальное лекарство от бед и обид.

Рекомендации воспитателям по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения

автор: воспитатель Андреева А.Ю.

Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, удовлетворяя их потребности в новых впечатлениях, в интересной, содержательной деятельности, поддерживая у них бодрое, жизнерадостное настроение, мы стремимся сделать счастливым детство каждого ребенка. Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения осуществляется в соответствии с программой «Приключения светофора», которая является основным нормативным документом в вопросах предупреждения транспортного травматизма среди дошкольников. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения проводится в течение всего года в тесной взаимосвязи с конкретными условиями жизни детей. Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами общеобразовательной программы. У детей формируются культура поведения, выдержка, дисциплина, если материал включается в содержание занятий по развитию речи, формированию математических представлений, изобразительной деятельности, физической культуре, музыкальных занятиях, в повседневной жизни. Проводя работу по обучению правилам дорожного движения, воспитатель должен использовать ее для воспитания у детей любви к родному краю, для усвоения дошкольниками норм и правил поведения, проявления нетерпимости к антиобщественным поступкам. Педагог знакомит детей с правилами дорожного движения, последовательно усложняя программные требования от занятия к занятию и от группы к группе, опираясь на их опыт. В  группе  «Белоснежка» (4-й год жизни): во время  целевых  прогулок педагог обращает внимание  малышей: — на движение пешеходов, транспорта; — называет цвета светофора; — знакомит их со словами, (водитель, автомашина, уточняет названия частей автомобиля (кабина, колеса, двери, окна и др.) Представления,  полученные  на целевых прогулках, закрепляются на занятиях. Например, малыши  выполняют аппликацию «Светофор», рассматривают картину «Улица города», затем строят улицы для кукол. К 4-5 годам у детей накапливается определенный двигательный опыт, обогащается словарный запас, воспитываются навыки пространственной ориентировки. В группе «Солнышко» (5-й год жизни): представления детей уточняются и дополняются, их знакомят с перекрестками, дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пересечение дорог», « Место стоянки», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания». Даются более полные знания о правилах пешеходов и пассажиров: ·        Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, ·        Идти следует по правой стороне тротуара, ·        Пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеется пешеходная дорожка или указатели перехода: *При двустороннем движении смотрят сначала налево, а потом направо, убедившись, что нет опасности переходят дорогу. * Пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке, * В транспорте  каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать  остальным пассажирам. * В темное время суток пешеход должен иметь световозвращатели (фликеры). В группе «Золотая рыбка» (6-й год жизни): педагог постоянно ставит перед детьми задачи, требующие от них проявления самостоятельности, активности мышления, умения применить знания на практике.          Воспитатель должен помнить, что одного участия детей в играх и занятиях недостаточно для закрепления и применения знаний правил дорожного движения в жизненной ситуации, так как в игре задача несколько облегчена. Успешному переносу знаний в жизненную ситуацию способствует закрепление навыка движения по улице на прогулке, выполнение детьми отдельных поручений. Например: прежде чем пойти с детьми на почту, воспитатель предлагает им вспомнить и рассказать о дороге, по которой они пойдут, затем назначает двух ребят, которые ведут всю группу по назначенному маршруту. В этом случае, не смотря на то, что воспитатель идет рядом, дети чувствуют  себя ответственными  за порученное дело, они действуют сознательно В каждой возрастной группе создаются уголки по правилам дорожного движения для детей, где собраны игры, литература, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, дидактический материал, настольные макеты перекрестков, улиц и другой материал. Закрепить у детей знания правил  дорожного движения помогает совместная работа детского сада и семьи. Единые требования воспитателей и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице. На групповых и общих собраниях воспитатели знакомят родителей с программными требованиями по обучению детей правилам дорожного движения, говорят о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице, о необходимости использования в темное время суток и в условиях плохой видимости световозвращателей. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребенка. В пропаганде правил дорожного движения широко используется наглядная агитация. Для родителей оформляется специальный стенд. На нем помещаются выдержки из правил  дорожного движения, которые должны усвоить дети, перечень литературы для взрослых и дошкольников о правилах поведения на улице. Здесь можно поместить детские рисунки, образцы книг, картинок, тексты стихотворений и загадок, задания по закреплению у детей правил поведения на улице. Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит успешную подготовку детей к обучению в школе, практическое применение и соблюдение ими правил дорожного движения.

Группа дошкольного образования

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
IMG_5674

1 января 2011 года в нашем детском саду открывается группа кратковременного пребывания «Предшкольное образование» для детей 3-6 лет.
У нас созданы прекрасные условия для интеллектуального, физического и музыкального развития дошкольников.
Опытные, высококвалифицированные педагоги будут проводить с Вашими детьми занятия по:
• подготовке к обучению грамоте;
• развитию речи;
• формированию элементарных математических представлений;
• музыкальному воспитанию;
• физическому развитию;
• художественно-эстетическому развитию (рисование, аппликация, лепка, художественное конструирование).

Запись по телефону: 5-61-84

Родителям на заметку

ПРАВА РОДИТЕЛЕЙ

Родители (законные  представители) имеют право:

—   защищать права  и  интересы  ребенка;

—   знакомиться  с  Уставом МДОУ, Лицензией, Свидетельством об аккредитации  и  другими  документами,  регламентирующими  организацию  образовательного  процесса  в  МДОУ;

—   знакомиться  с  содержанием  и  ходом  образовательного  процесса  в  МДОУ;

—   выбирать общеобразовательную программу, из числа используемых в работе с  детьми в МДОУ;

—   защищать ребенка  от всех  форм физического  или  психического  насилия, небрежного, грубого  отношения  к  нему;

—   выбирать педагогических  работников  при  наличии  соответствующих  условий  в  МДОУ;

—   принимать участие  в работе  органов самоуправления;

—   вносить предложения заведующему МДОУ по улучшению работы с детьми  в  МДОУ, в том числе по  организации дополнительных  (платных) образовательных и медицинских услуг;

—   присутствовать в группе, которую посещает ребенок, на условиях, определенных договором между МДОУ и родителями;

—   заслушивать отчеты заведующего МДОУ и педагогов о работе МДОУ;

—   ходатайствовать об отсрочке родительской платы и ее уменьшении  перед  учредителем, заведующим МДОУ;

—   получать компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программы дошкольного образования;

—   досрочно расторгать договор между   МДОУ и родителями (законными  представителями).

— оказывать МДОУ посильную помощь в реализации его уставных задач.

ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Родители (законные  представители) обязаны:

— выполнять  Устав МДОУ;

— нести ответственность  за  воспитание  детей;

— соблюдать  условия  договора между МДОУ и родителями  (законными  представителями);

— вносить плату за   содержание ребенка в МДОУ в  срок, установленный  в  договоре  о  взаимоотношениях  между  МДОУ  и  родителями (законными  представителями)

ПАМЯТКА ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ  ДЕТСКОГО  САДА №121

Детский  сад  работает 5  дней  в  неделю с 7.00  до  19.00.

Выходными  днями  являются: суббота,  воскресенье  и    праздничные  дни.

Прием  детей  с  7.00.  до  8.00. (если  нет  заявления,  на приход  позже  в период  адаптации).

Помните: своевременный приход  и  уход  ребенка – необходимое  условие  правильной  реализации  воспитательно-образовательного  процесса.

О  невозможности  прихода  ребенка  в детский  сад  по  болезни  или  другой  уважительной  причине  необходимо  обязательно  сообщить  в  ДОУ по телефонам: 4-27-13,  5-61-84.

Ребенок, не посещающий  детский  сад  более  3-х  дней, должен иметь  справку  от  врача.  При  возвращении  из  более  длительного  отсутствия (более 1 месяца) предоставляется  справка  о  состоянии  здоровья  ребенка, о  контактах и результаты обследовании  на  гельминты.

Необходимо  заранее  сообщать  о  дне  выхода  ребенка  в  ДОУ  после  длительного  отсутствия.

Порядок  взимания  платы  за  содержание  ребенка в детском саду

?    Оплата родителями (законными представителями) содержания ребенка в ДОУ за текущий месяц производится в виде предоплаты не позднее 15 числа предыдущего месяца путем безналичных перечислений через  кассу   Сбербанка.

Установленная  плата  не  взимается  за  время  отсутствия  ребенка  в  случаях:

•         Болезни, карантина (при  наличии  медицинского  документа)

•         Отпуска  родителей или  иных  законных  представителей (при  наличии  заявления)

•         Прохождения  ребенком  санаторно-курортного  лечения (при  наличии  соответствующего  документа).

?    Перерасчет оплаченной квитанции в случае болезни ребенка производится в следующем месяце.

?    Родители представляют копию оплаченной квитанции воспитателю.

?    Льготная оплата за детский сад предоставляется после подачи заведующему детским садом подтверждающих документов на льготу. Перерасчет производится с момента подачи документов.

?    В случае отсутствия ребенка в детском саду родители должны прийти за квитанцией и оплатить ее, сообщив об этом воспитателю.

?    Родители, оплатившие в срок, имеют право на компенсации по родительской плате. На первого ребенка – в размере 20 % от размера внесенной ими родительской платы, на второго ребенка – в размере 50 %, на третьего ребенка и последующих детей – в размере 70% размера указанной родительской платы. Заявления на получение компенсаций  подаются заведующему МДОУ.

Требования  к  внешнему  виду  и  одежде  детей

•         Опрятный вид, застегнутая  на  все  пуговицы  одежда  и  обувь;

•         Умытое  лицо;

•         Чистые  нос, руки, подстриженные  ногти;

•         Подстриженные  и  тщательно  расчесанные  волосы;

•         Чистое  нижнее белье;

•         Наличие  достаточного  количества  носовых  платков.

Для  создания  комфортных  условий пребывания  ребенка  в  ДОУ  необходимо:

— не  менее  трех  комплектов  сменного белья  (мальчикам – шорты, трусики, колготки; девочкам – колготки, трусики, в теплое  время – носки  и  гольфы);

—  не  менее двух  комплектов  сменного  белья  для  сна (пижама, пеленка,  клеенка);

—  два  пакета  для  хранения  чистого  и  использованного  белья;

Промаркировать  белье,  одежду  и  прочие  вещи.

Перед  тем  как вести  ребенка  в  детский  сад,  проверьте,  соответствует  ли  его  костюм  времени  года  и  температуре  воздуха.

Проследите,  чтобы  одежда  ребенка  не была  слишком  велика  или  мала  и  не  сковывала  его  движений. В  правильно  подобранной  одежде  ребенок  свободно  двигается  и  меньше  утомляется. Завязки  и  застежки  должны  быть  расположены  так,  чтобы  ребенок мог  самостоятельно  себя  обслужить.  Обувь  должна  быть  легкой,  теплой, точно  соответствовать  ноге  ребенка,  легко  сниматься  и  надеваться.  Нежелательно  ношение  комбинезонов.   Носовой  платок  необходим  ребенку,  как в помещении,  так  и  на  прогулке.  Сделайте  на  одежде  удобные  карманы  для  его  хранения.

Чтобы  избежать  случаев  травматизма,  родителям  необходимо  проверить  содержимое  карманов  в  одежде  ребенка  на  наличие  опасных  предметов.

Категорически  запрещается  приносить  в  ДОУ  острые,  режущие, стеклянные  предметы (ножницы,  ножи, булавки, гвозди, проволоку, зеркала, стеклянные  флаконы и др.), а также  мелкие  предметы (бусинки, пуговицы и  т.п.), таблетки.

В соответствии  с   условиями  договора  родители  обязаны:

•         Посещать     родительские  собрания;

•         Участвовать  в  педагогической  и  хозяйственной  жизни  ДОУ;

•         Внимательно  относиться  к   поручениям  воспитателей  и  администрации  ДОУ.

ПАМЯТКА ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ МДОУ № 121  «РАЗВИТИЕ БЫТОВЫХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА»

Ребенок должен  уметь:

в 1 год и 6 месяцев:

— держать в кулачке  ложку, есть (частично)  жидкую  и  полужидкую  пищу,  пить  из  чашки (почти  не  проливая);

— отрицательно  относиться  к  нарушению  опрятности;

— сообщать  о  физиологических  потребностях;

-спокойно  относиться  к  умыванию.

в  1 год  и  9  месяцев:

— самостоятельно  есть  любую  пищу (в  том  числе  и  с хлебом)  из  своей  тарелки;

-самостоятельно  снимать (стягивать)  шапку  и  обувь,  частично  одеваться (натягивать  шапку,  обувать  туфли);

-обращать  внимание  на  грязное  лицо  и  руки;

-контролировать  физиологические  потребности  (заранее  сообщать  взрослому  характерным  словом);

-проявлять  желание  к  самостоятельным  действиям;

— знать  места  хранения  одежды,  игрушек  и  других  вещей.

в  2  года:

— есть  аккуратно,  не  обливаясь;

— при  умывании  тереть  ладони  и части  лица,  вытираться  при  помощи  взрослого;

— самостоятельно  одеваться (натягивать  носки,  шапку, обувь  при  незначительной  помощи  взрослого), частично  раздеваться;

— знать  места  хранения  одежды,  обуви,  игрушек  и  посуды;

— пользоваться  носовым  платком (при  напоминании);

— контролировать  физиологические  потребности.

в 2 года и 6 месяцев:

— одеваться  и  раздеваться  с  небольшой  помощью  взрослого;

— расстегивать  и  застегивать  одну — две пуговицы.

в  3  года:

—  одеваться  с  небольшой  помощью  взрослого;

—  складывать  свою  одежду  перед  сном;

—  застегивать  несколько  пуговиц,   завязывать (связывать)  шнурки;

—  знать  назначение многих  предметов  и  их  местонахождение;

—  выполнять  поручение  из  2-3  действий (отнеси-поставь-принеси);

—  уметь  мыть  руки  с  мылом, умываться,  вытираться  полотенцем;

—  замечать  беспорядок  в  своей  одежде,  пользоваться  носовым  платком;

—  регулировать  свои  физиологические  потребности;

—  вытирать  обувь  при  входе  в  квартиру;

—  есть  аккуратно,  правильно  держать  ложку,  пользоваться  салфеткой;

—  не  выходить  из-за  стола  до  конца  еды  и  не  мешать  за  столом  другим;

—  говорить  слова  благодарности,  здороваться,  прощаться.

Родителям о пользе пребывания на свежем воздухе

Человеку свойственно жить под крышей. Под этой самой крышей люди-человеки реализуют большую часть своих жизненных потребностей — спят, едят, учатся, болеют, занимаются любовью и рожают детей. Взрослые человеческие особи, утомленные борьбой за свое место под солнцем цивилизации, нередко забывают о том, что кроме крыши (вариант — потолка) есть еще небо, тучи, звезды и тому подобные Прелести Природы.
В отличие от взрослых, человеческие детеныши заметно ближе к Природе и, соответственно, заметно дальше от Цивилизации. Детские природные корни, инстинкты и потребности требуют значительно более естественного образа жизни, а постоянную жизнь под крышей, с чисто биологических позиций, естественной назвать нельзя.
Таким образом, ребенок должен гулять. Это аксиома. Банальная фраза, с которой согласны все. Но практическое воплощение бесспорного теоретического положения вызывает, тем не менее, множество вопросов. Как гулять? Сколько времени? При какой погоде и что при этом одеть? А какова связь прогулок и болезней? И если заболел, то когда можно выйти?
Любое человеческое жилье это:

  • · накопитель бактерий, в том числе и болезнетворных;
  • · источник повышенной концентрации пыли, факторов бытовой химии и аллергенов (ковры, мягкая мебель, шерсть, лаки, красители, хлор и т.д.);
  • · полное отсутствие контакта с ультрафиолетовым излучением, что не особенно важно для взрослых, но весьма значимо для детей — именно под действием УФ лучей в коже вырабатывается витамин «Д»;
  • · любое замкнутое пространство приводит к резкому ограничению двигательной активности.

Пребывание на свежем воздухе позволяет, прежде всего, очистить легкие от накопившейся в них бытовой пыли и улучшить функционирование слизистых оболочек верхних дыхательных путей. Повышение энергозатрат — на поддержание температуры тела, на двигательную активность — оказывает стимулирующие влияние на все жизненно важные системы организма, особенно на сердечно-сосудистую и иммунную.

Прогулки и болезни

Подавляющее большинство взрослого родительского населения желает услышать от детского врача конкретные инструкции — конкретно, когда и сколько можно и, соответственно, когда и чего нельзя. Сразу же приходится Вас разочаровать — универсальных рекомендаций не может быть. Но главный фактор, определяющий рекомендации, — вовсе не погода, не здоровье, не готовность бабушек к самопожертвованию, а принятая с младенчества система воспитания.

Элементарный пример. На человеческом теле имеются две важнейшие рефлексогенные зоны — ухо и стопа. Если носочки и шапочки были и являются обязательным условием образа жизни ребенка, то холодовое воздействие на эти самые зоны быстро приведет к простуде. Казалось бы, ну чего ж тут непонятного? Если с раннего возраста ребенок бегает босиком (хотя бы по квартире), а в 3 года залезает в ноябрьскую лужу, то в этом нет совершенно ничего опасного для здоровья. Но эта же лужа может представлять собой реальную угрозу, если, опять таки с раннего возраста, толпа чадолюбивых родственников бегала за младенцем с носочками и тапочками в руках.

Очень многие, прочитав предыдущий абзац, пожалеют, что поезд ушел. Но гулять все-таки надо. Поэтому приступим к рекомендациям.

Главная опасность прогулок связана с переохлаждением и перегревом. И то и другое у детей возникает значительно легче, чем у взрослых — в этом особенность растущего организма (несовершенство систем терморегуляции и быстрое истощение энергетических запасов). Основной критерий — поведение самого ребенка. Ни переохлаждение, ни перегрев не возникают внезапно (шел, шел и вдруг замерз). Если дитя ни на что не жалуется, нет жажды (первый признак перегрева) — не суетитесь и гуляйте спокойно. Чем экстремальнее погодные условия, тем менее желательны самостоятельные (без взрослых) прогулки детей — хотя бы потому, что сопровождающее лицо всегда может ориентироваться по собственным ощущениям.

Теперь несколько конкретных слов о ПРОСТУДЕ.

Простуда — болезнь, возникшая в связи с переохлаждением. Представьте себе, что у Вас или у Вашего ребенка в горле (ни миндалинах) живет микроб, который называется стафилококк (а он действительно живет почти у 100% людей). Размножение этого микроба постоянно сдерживается иммунной системой, и Вы в течение многих десятилетий мирно сосуществуете со стафилококком. Под действием переохлаждения защитные силы ослабевают, микроб начинает быстро размножаться и вызывает болезнь. Понятно, что простуда — это не инфекционная, не заразная болезнь, а личная проблема конкретного замерзшего индивидуума .

А дальше? Микроб размножается, организм вырабатывает защитные антитела и болезнь отступает. Что же произойдет, если через короткое время Вы опять переохладитесь? Стафилококк начнет размножаться, но, поскольку выработанные в прошлый раз антитела еще сохранились, болезнь либо не начнется, либо будет протекать значительно легче. В этом и состоит суть закаливания — сознательно активизируя наших собственных микробов мы, в конце концов, доводим иммунитет до столь высокого уровня, что холод уже не может вызвать заболевание.

Вывод — если малейшее переохлаждение вызывает у ребенка простуду, ни в коем случае не держите его дома после нормализации температуры и исчезновения симптомов болезни.

По большому счету, болезнь и прогулки не совместимы лишь по следующим соображениям. Во-первых, при повышении температуры тела холодный воздух вызывает спазм сосудов кожи, уменьшает потери тепла и повышает температуру внутренних органов, что не желательно (пороговое значение — 37,5 — если выше гулять не стоит). Во-вторых, двигательная активность и поддержание температуры тела требуют существенных энергозатрат, а энергия больше нужна для борьбы с болезнью.

Таким образом, ситуации, когда гулять нельзя встречаются в сотни раз реже, чем ситуации, когда гулять необходимо.

Нельзя в остром периоде инфекционных болезней — когда действительно плохо — высокая температура, слабость, боль.

Нельзя при некоторых, довольно редких болезнях, когда необходим строгий постельный режим (типичный пример — дифтерия).

Нельзя, когда болезнь заразна, да и то не всегда (если ребенок сын лесника, то корь не мешает прогулкам по лесу, но если это дочь инженера, то неправильно гулять по улицам и подвергать риску заражения других детей).

Свежий воздух способствует выздоровлению и этот фактор особенно актуален при болезнях дыхательных путей (воспаления легких, бронхиты, трахеиты, ларингиты). Само собой разумеется, что приходится учитывать множество факторов. Например, у ребенка воспаление легких. Начали лечится, нормализовалась температура, улучшилось самочувствие. Понятно, что если Вы живете на 10-м этаже, а лифт не работает, то погулять сложно (хотя если сможете дотащить дитя на руках, то почему бы и нет). Но гулять надо, правда осторожно, — здесь важнее не возможность двигаться, а возможность дышать воздухом, свободным от домашней пыли. Поэтому теплее одеться и избегать беганья-прыганья. Если сложно, то можно просто постоять на балконе — подышать.

Помните! При вдыхании прохладного (холодного) воздуха, влага конденсируется на горячих дыхательных путях и это приводит к увлажнению слизи. Если во время гуляния у ребенка появился влажный кашель, которого в доме не было, то это очень (!!!) положительный признак, свидетельствующий о том, что у дитя появился шанс выкашлять слизь, накопившуюся в легких. Но действия родственников часто противоположны — стоит малышу на улице кашлянуть, как его тут же затаскивают в дом. А при этом происходит вот что: слизь увлажнилась, следовательно, увеличилась в объеме — если гуляние прекратить ребенку будет тяжелее дышать и родители сделают вполне «логичный» вывод — вышли погулять и стало хуже. Поэтому либо доводите начатое дело до конца, либо не начинайте.

При многих болезнях, сопровождающихся повышенным образованием в дыхательных путях слизи (коклюш, круп, обструктивный бронхит) чистый прохладный воздух является более важным фактором в лечении, чем все лекарства вместе взятые. Но еще важнее другое: прохладный воздух — эффективный способ оказания неотложной помощи — при любых проблемах со здоровьем, характеризующихся жалобой «тяжело дышать». До прибытия врача — бегом на улицу (во двор, на балкон).

Любые действия по направлению к Природе полезны для здоровья хотя бы потому, что запускают наши естественные механизмы адаптации. Двигаться к Природе (земля без асфальта, небо над головой, ветер, вода, трава и т.п.) сложнее, потому что надо расставаться с прелестями Цивилизации (родной диван, любимый телевизор, теплый унитаз и т.п.). Все аргументы против гуляний (за очень редкими исключениями, которые описаны выше) не выдерживают никакой критики и обосновываются страхом, занятостью и ленью.

Поэтому,  давайте гулять!

Не смотря ни на что!