«ВЕДИ СЧЕТ СЛОВАМ СВОИМ» Рекомендации по речевому поведению воспитателя

автор: учитель-логопед Юрченко Н. В.

1.            Избегайте многословия. Около 80% информации дети воспринимают не через смысл слов, т.е. не через то, что сказано, а через то, как сказано (интонация, выражение лица, жесты, поза и т.д.).

2.            Дети младшего дошкольного возраста не слышат общих рекомендаций и просьб. Они понимают те слова, которые обращены только к ним. Поэтому обращайтесь к каждому ребенку отдельно, называя его по имени и мягко касаясь рукой (например: «Витя, собирайся на прогулку», «Саша, приглашаю тебя на прогулку» и т.п.).

3.            Называйте детей только по именам. Узнайте предварительно, какой вариант его имени ребенку нравится больше: Люда, Люся, Людмила или Мила.

4.            Ни в коем случае не сравнивайте одного ребенка с другим! Запрещено «аттестовывать»: «он плохой, а ты хороший».

5.            Хвалите ребенка «за любое проявление духовности». Вербализуются, т.е. переводятся в словесный план, не замечания, а то, что может подбодрить ребенка.

6.            Похвала – при всех, критика – наедине, причем только в том случае, если она может помочь; при разумной дозе одобрений критика обычно не нужна.

7.            Говорите с ребенком так, словно те качества, которые вы хотите в нем воспитать, уже есть: «При твоем упорстве непременно добьешься, сумеешь сделать», «Твоих друзей привлекает в тебе и твоя щедрость».

8.            Вежливость воспитывается только вежливостью, но никак не замечаниями.

9.            Речевым поведением педагог дает образец детям. Все критические замечания делаются в форме советов, пожеланий.

10.          Устанавливая с детьми правила поведения в группе, старайтесь «уходить» от слов «нет, нельзя, не». На уровне подсознания частица «НЕ» не воспринимается. Поэтому вместо «Нельзя кричать, говорить громко» используйте «говорите тихо», «У нас принято говорить тихо».

11.          Правила речевого поведения вырабатываются в ситуациях и ролевых играх. Когда дети на себе испытали неудобство совместного говорения и крика, они вырабатывают правило: «Хочешь, чтобы тебя услышали, подойди ближе и скажи тихо».

12.          С помощью речи человек может отстоять свои права, защитить себя. Чаще разыгрывайте сценки, когда по роли ребенку необходимо выступить в свою защиту. Дети осознают в таких ролевых играх, что хамство и защита своих прав – вещи совершенно разные.

13.          Чаще наслаждайтесь красивой фразой, пословицей, поговоркой и «заражайте» этим детей.

14.          С упоением читайте детям ваши любимые стихи, пересказывайте ваши любимые детские книги.

15.          Если ребенок плохо себя ведет, не наказывайте его. Предложите ребенку самое удобное место, покой и тишину: «Отдохни от детей, посиди, полежи подальше от них, понаблюдай за ними».

16.          Используйте юмор, шутку как универсальное лекарство от бед и обид.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.