Для реализации задач по охране и укреплению здоровья детей в ДОУ созданы необходимые условия: оборудован медицинский блок, выполняются санитарно – гигиенические требования, разработан рациональный режим дня и сетка занятий в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28), модель двигательного режима, циклограммы: «Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня» и «Использование нетрадиционных форм оздоровительной работы в группах дошкольного возраста в течение дня».
Деятельность воспитанников организована с учетом состояния их здоровья и интересов и направлена на удовлетворение их потребностей, в том числе физиологических (сон, питание, отдых, пребывание на свежем воздухе и др.), познавательных, творческих, потребностей в общении. Образовательная работа с дошкольниками направлена на развитие предпосылок учебной деятельности.
Наличие специалистов и кабинетов обеспечивает ведение занятий с детьми 3-7 лет по подгруппам, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода, возможность проводить коррекционную работу с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (нарушение речи и познавательной сферы), способствует созданию комфортных условий, благоприятного микроклимата.
Специфика дошкольного учреждения комбинированного вида позволяет использовать большее количество организованных форм работы с детьми: помимо фронтальных и подгрупповых занятий с каждым ребёнком в течение учебной недели проводится ряд индивидуальных занятий узких специалистов – логопеда, психолога, инструктора ФК, музыкального руководителя, воспитателя по изобразительной деятельности, хореографа. Поэтому мы строим индивидуальный режим для каждого ребёнка с ОВЗ, соблюдая при этом его образовательные потребности и возможности, а также все вышеперечисленные требования. Как и при составлении общей сетки видов деятельности, при составлении графиков индивидуальной занятости, специалисты, работающие с ребёнком, учитывают распределение нагрузки на ребёнка в течение дня и недели, сочетание разных видов деятельности, соотношение непосредственно образовательной и совместной деятельности с детьми. При этом педагоги ориентируются на состояние здоровья ребёнка (снижение общей нагрузки для детей 3-й группы здоровья, уменьшение количества индивидуальных занятий с узкими специалистами познавательного и художественно-эстетического направления, замена их работой физкультурно-оздоровительного содержания и т.п.)
Главным условием организации жизни дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности.
Соблюдению требований к гигиене учебного процесса способствует также функционирование в ДОУ разветвлённой сети специальных помещений. Смена видов деятельности и переход из группы в специальные помещения не только обеспечивают необходимую физическую активность отдельным группам мышц, но и способствует рациональному (а значит оздоровительному) режиму, в равной мере стабильному и одновременно гибкому, динамичному.
Для всех возрастных групп разработан режим дня с учётом возрастных особенностей детей и специфики сезона (на тёплый и холодный период года). Для детей раннего возраста, впервые посещающих ДОУ, разработан специальный адаптационный режим. Также имеется гибкий режим дня на холодный период года и индивидуальный режим для детей после перенесённого заболевания. Все виды режима разработаны на основе требований 2.4.1.3049-13 и с учётом реализуемых программ, имеют согласование с СЭС.
Здоровьесберегающая направленность воспитательно-образовательного процесса обеспечивает формирование физической культуры детей и определяет общую направленность процессов реализации и освоения Программы ДОУ. Одно из основных направлений физкультурно-оздоровительной работы нашего ДОУ – это создание оптимальных условий для целесообразной двигательной активности детей, формирование у них необходимых двигательных умений и навыков, а также воспитание положительного отношения и потребности к физическим упражнениям.
С 1993 года педагоги нашего дошкольного учреждения строят свою деятельность по собственной физкультурно-оздоровительной системе «Здоровый ребенок», которая совершенствуется. В основу всей работы коллектива положен личностно-ориентированный подход к физическому воспитанию и оздоровлению детей с использованием здоровьесберегающих технологий.
Следует отметить, что вся физкультурно-оздоровительная работа ДОУ носит комплексный характер, включающий развивающие и коррекционные технологии. В условиях вариативности образования на современном этапе система работы «Здоровый ребенок» корректируется и модернизируется, продолжается поиск наиболее рациональных и эффективных способов организации деятельности.
Оздоровительную работу в ДОУ курирует врач-педиатр детской поликлиники №1, которая осуществляет лечебно-профилактическую помощь детям, даёт рекомендации родителям по укреплению здоровья детей и предупреждению вирусных, инфекционных заболеваний, проводит совместную работу с педагогическим коллективом по реабилитации детей в условиях детского сада.
Проводятся профилактические мероприятия:
Медицинским персоналом ДОУ:
· осмотр детей медсестрой во время утреннего приема;
· антропометрические замеры 1 раз в 3 месяца детей от 2 до 3 лет и 1 раз в 6 месяцев детей от 3 до 7 лет;
· анализ заболеваемости 1 раз в месяц, 1 раз в квартал, 1 раз в год;
· ежемесячное подведение итогов посещаемости детей;
· осмотр детей педиатром;
· лечебно-профилактические мероприятия:
– – витаминотерапия;
– иммуномоделирующая и противогриппозная терапия;
– – полоскание горла солевым раствором;
– – в зимний период – фитонциды, с-витаминизация третьего блюда, кварцевание (холодный период);
– – разработаны индивидуальные программы для детей группы ЧБД;
– – разработаны индивидуальные листы питания для детей с пищевой аллергией.
· Ежегодно проводятся углубленные осмотры детей врачами-специалистами.
· Ежегодно проводятся профилактические прививки и вакцинация против гриппа.
Психологической службой:
· Психолого-педагогическая поддержка детей (охрана психического здоровья).
· Социальная адаптация вновь поступивших детей.
· Предупреждение и профилактика возможных отклонений в эмоционально-волевой сфере и развитии детей.
· Коррекция и развитие эмоционально-волевой, личностной сферы и коммуникативной сферы.
Учителями – логопедами:
· Ранняя диагностика развития речи детей.
· Диагностика развития речи вновь поступивших детей по запросам воспитателей и родителей.
Воспитателями:
· Воспитание культурно – гигиенических навыков во время групповых и индивидуальных бесед, на материале дидактических игр и занятий на санитарно – гигиенические темы с показом наглядного материала.
· Ежедневно проводятся закаливающие процедуры:
– 1 младшая группа. 1 полугодие – воздушные ванны после сна. Гимнастика. Ходьба по дорожке. 2 полугодие – контрастные воздушные ванны после сна. Гимнастика. Ходьба по корригирующим дорожкам. Солнечные и воздушные ванны
– 2 младшая группа. Контрастные воздушные ванны после сна. Гимнастика. Полоскание рта после еды. Обширное умывание после сна. Ходьба по корригирующим дорожкам. Солнечные и воздушные ванны
– Средняя группа. Гимнастика. Контрастные воздушные ванны после сна. Ходьба по корригирующим дорожкам. Контрастное обливание ног. Обширное умывание после утренней гимнастики и сна. Полоскание рта после еды. Солнечные и воздушные ванны.
– Старшая и подготовительная группы. Контрастные воздушные ванны после сна. Взбадривающая гимнастика после сна. Ходьба по корригирующим дорожкам. Контрастное обливание ног. Обширное умывание после утренней гимнастики и физкультурного занятия. Полоскание рта после еды.
С 2009 по 2013 год в ДОУ №121 осуществлялся инновационный образовательный проект: «Реализация здоровьесберегающих технологий в работе с детьми-логопатами в возрасте от 3-х до 7 лет» в рамках работы городской экспериментальной площадки.
Цель проекта: индивидуализировать содержание лечебно-профилактической, физкультурно-оздоровительной и коррекционно-развивающей работы в соответствии с состоянием здоровья и развития детей компенсирующих групп разного возраста.
Результатом деятельности стало создание системы работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Специалисты ДОУ определили необходимый уровень психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, формы и методы оздоровления детей. Разработали и внедрили вариативные оздоровительные программы: для детей с нарушениями нервной системы; общеукрепляющих мероприятий для детей, для часто болеющих детей.
Цели использования здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ:
Применительно к ребенку: Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников и воспитание валеологической культуры (как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его); валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Применительно ко взрослым: Содействие становлению культуры здоровья валеологическому просвещению родителей.
Решению оздоровительных задач способствуют следующие формы организации детей:
Формы и методы оздоровления детей в МБ ДОУ №121
|
Формы и методы |
Содержание |
1 |
Обеспечение здорового ритма жизни. |
– щадящий режим (адаптационный период) – гибкий режим; – организация микроклимата и стиля жизни группы; |
2 |
Физические упражнения |
– утренняя гимнастика; – физкультурно-оздоровительные занятия; – подвижные и динамичные игры; – профилактическая гимнастика; – спортивные игры; – пешие прогулки. |
3 |
Гигиенические и водные процедуры. |
– умывание; – мытье рук; – игры с водой; – посещение бассейна. |
4 |
Свето-воздушные ванны. |
– проветривание помещений; – сон при открытых фрамугах; – прогулки на свежем воздухе; – обеспечение температурного режима и чистоты воздуха. |
5 |
Активный отдых |
– развлечения, праздники; – игры – забавы; – дни здоровья; – каникулы. |
6 |
Арома- и фитотерапия |
– ароматизация помещений; – фитопитание (чаи, коктейли, отвары); – аромаподушки (саше); |
7 |
Диетотерапия |
– рациональное питание; – индивидуальное меню (аллергия, ожирение, хронические заболевания). |
8 |
Свето- и цветотерапия |
– обеспечение светового режима; – цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса. |
9 |
Музтерапия |
– муз. сопровождение режимных моментов; – муз. оформление фона занятий; – муз. театрализованная деятельность; |
10 |
Аутотренинг и психогимнастика |
– игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы; – игры – тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний; – коррекция поведения. |
11 |
Спецзакаливание |
– босохождение; – игровой точечный массаж; – обширное умывание; – дыхательная гимнастика. |
12 |
Пропаганда ЗОЖ |
– эколого-валеологический театр; – периодическая печать; – курс лекций и бесед; – спецзанятия. |
Предметом пристального внимания руководителя дошкольного учреждения остается организация здоровьесберегающей среды пребывания ребенка. Оздоровительная линия проходит и через предметную среду групп детского сада. Группы детского сада имеют центры физкультуры и оздоровления. Они оснащены стандартным и нетрадиционным оборудованием разной физической направленности. Оздоровительный и профилактический эффект имеют специально организованные уголки здоровья, уголки уединения. Систематизированная работа по охране и укреплению здоровья детей и физическому развитию, скоординированная и взаимосвязанная деятельность педагогов медицинского персонала – важный фактор реализации всех разделов программы оздоровления детей.
По результатам ежегодного медицинского обследования детей группы проводится мониторинг здоровья и развития детей. Целенаправленная и разносторонняя работа по проведению профилактических и оздоровительных мероприятий способствуют снижению заболеваемости детей, что видно в таблице мониторинга.
Мониторинг заболеваемости детей МБ ДОУ № 121
Показатели |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Списочный состав детей |
202 |
196 |
192 |
Заболеваемость на 1 ребенка |
6,5 дето/дней |
6,5 дето/дней |
6,4 дето/дней |
% детей с хронич. патологией |
12 чел. – 5,9% |
15 чел. – 7,6% |
11 чел. – 5,7% |
Благодаря проводимой работе, наметилась тенденция снижения уровня заболеваемости детей.
С использованием инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ повысилась двигательная активность, возросли показатели физических качеств детей: выносливость – на 18%; ловкость – на 20%; скоростно-силовые качества – на 17%.
По результатам совместной диагностики воспитателей с педагогом-психологом использование здоровьесберегающих технологий социально-психологического благополучия в педагогическом процессе обеспечили:
– эмоциональную комфортность и позитивное психологическое самочув-ствие ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ДОУ и семье (прирост за 3 года составил 62%);
– социально-эмоциональное благополучие дошкольников (уменьшилось число детей с проблемами в развитии эмоционально-волевой сферы на 51%).
Таким образом, систематизированная работа по охране и укреплению здоровья детей и физическому развитию, скоординированная и взаимосвязанная деятельность педагогов и медицинского персонала – важный фактор реализации всех разделов плана оздоровления детей.
Организация питания детей.
В МБ ДОУ №121 организация питания ведется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации общественного питания населения» СП 2.3/2.4.3590-20 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 32)
Организовано 4-х разовое сбалансированное питание, включающее в себя йодо–содержащие продукты (хлеб йодированный, йодированная соль), соки, фрукты. Проводится витаминизация витамином С третьего блюда. В период эпидемий гриппа и ОРВИ в рацион детей вводится чеснок, лук. Соблюдается питьевой режим.