Охрана и укрепление здоровья воспитанников МБ ДОУ №121. Организация питания детей

Для реализации задач по охране и укреплению здоровья детей в ДОУ созданы необходимые условия: оборудован медицинский блок, выполняются санитарно – гигиенические требования, разработан рациональный режим дня и сетка занятий в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10, модель двигательного режима, циклограммы: «Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня» и «Использование нетрадиционных форм оздоровительной работы в группах дошкольного возраста в течение дня».

Деятельность воспитанников организована с учетом состояния их здоровья и интересов и направлена на удовлетворение их потребностей, в том числе физиологических (сон, питание, отдых, пребывание на свежем воздухе и др.), познавательных, творческих, потребностей в общении. Образовательная работа с дошкольниками направлена на развитие предпосылок учебной деятельности.

Наличие специалистов и кабинетов обеспечивает ведение занятий с детьми 3-7 лет по подгруппам, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода, возможность проводить коррекционную работу с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (нарушение речи и познавательной сферы), способствует созданию комфортных условий, благоприятного микроклимата.

Специфика дошкольного учреждения комбинированного вида позволяет использовать большее количество организованных форм работы с детьми: помимо фронтальных и подгрупповых занятий с каждым ребёнком в течение учебной недели проводится ряд индивидуальных занятий узких специалистов – логопеда, психолога, инструктора ФК, музыкального руководителя, воспитателя по изобразительной деятельности, хореографа. Поэтому мы строим индивидуальный режим для каждого ребёнка с ОВЗ, соблюдая при этом его образовательные потребности и возможности, а также все вышеперечисленные требования. Как и при составлении общей сетки видов деятельности, при составлении графиков индивидуальной занятости, специалисты, работающие с ребёнком, учитывают распределение нагрузки на ребёнка в течение дня и недели, сочетание разных видов деятельности, соотношение непосредственно образовательной и совместной деятельности с детьми. При этом педагоги ориентируются на состояние здоровья ребёнка (снижение общей нагрузки для детей 3-й группы здоровья, уменьшение количества индивидуальных занятий с узкими специалистами познавательного и художественно-эстетического направления, замена их работой физкультурно-оздоровительного содержания и т.п.)

Главным условием организации жизни дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности.

Соблюдению требований к гигиене учебного процесса способствует также функционирование в ДОУ разветвлённой сети специальных помещений. Смена видов деятельности и переход из группы в специальные помещения не только обеспечивают необходимую физическую активность отдельным группам мышц, но и способствует рациональному (а значит оздоровительному) режиму, в равной мере стабильному и одновременно гибкому, динамичному.

Для всех возрастных групп разработан режим дня с учётом возрастных особенностей детей и специфики сезона (на тёплый и холодный период года). Для детей раннего возраста, впервые посещающих ДОУ, разработан специальный адаптационный режим. Также имеется гибкий режим дня на холодный период года и индивидуальный режим для детей после перенесённого заболевания. Все виды режима разработаны на основе требований 2.4.1.3049-13 и с учётом реализуемых программ, имеют согласование с СЭС.

Здоровьесберегающая направленность воспитательно-образовательного процесса обеспечивает формирование физической культуры детей и определяет общую направленность процессов реализации и освоения Программы ДОУ. Одно из основных направлений физкультурно-оздоровительной работы нашего ДОУ – это создание оптимальных условий для целесообразной двигательной активности детей, формирование у них необходимых двигательных умений и навыков, а также воспитание положительного отношения и потребности к физическим упражнениям.

С 1993 года педагоги нашего дошкольного учреждения строят свою деятельность по собственной физкультурно-оздоровительной системе «Здоровый ребенок» (утверждена на Методическом объединении Отдела Учебных заведений СКЖД), которая совершенствуется. В основу всей работы коллектива положен личностно-ориентированный подход к физическому воспитанию и оздоровлению детей с использованием здоровьесберегающих технологий.

Следует отметить, что вся физкультурно-оздоровительная работа ДОУ носит комплексный характер, включающий развивающие и коррекционные технологии. В условиях вариативности образования на современном этапе система работы «Здоровый ребенок» корректируется и модернизируется, продолжается поиск наиболее рациональных и эффективных способов организации деятельности.

Оздоровительную работу в ДОУ курирует врач-педиатр детской поликлиники №1, которая осуществляет лечебно-профилактическую помощь детям, даёт рекомендации родителям по укреплению здоровья детей и предупреждению вирусных, инфекционных заболеваний, проводит совместную работу с педагогическим коллективом по реабилитации детей в условиях детского сада.

Проводятся профилактические мероприятия:

Медицинским персоналом ДОУ:

· осмотр детей медсестрой во время утреннего приема;

· антропометрические замеры 1 раз в 3 месяца детей от 2 до 3 лет и 1 раз в 6 месяцев детей от 3 до 7 лет;

· анализ заболеваемости 1 раз в месяц, 1 раз в квартал, 1 раз в год;

· ежемесячное подведение итогов посещаемости детей;

· осмотр детей педиатром;

· лечебно-профилактические мероприятия:

витаминотерапия;

фитотерапия;

иммуномоделирующая и противогриппозная терапия;

полоскание горла солевым раствором;

глюконат кальция и аскорбиновая кислота (2 раза в год);

в зимний период – фитонциды, с-витаминизация третьего блюда, кварцевание (холодный период);

разработаны индивидуальные программы для детей группы ЧБД;

разработаны индивидуальные листы питания для детей с пищевой аллергией.

· Ежегодно проводятся углубленные осмотры детей врачами-специалистами.

· Ежегодно проводятся профилактические прививки и вакцинация против гриппа.

Психологической службой:

· Психолого-педагогическая поддержка детей (охрана психического здоровья).

· Социальная адаптация вновь поступивших детей.

· Предупреждение и профилактика возможных отклонений в эмоционально-волевой сфере и развитии детей.

· Коррекция и развитие эмоционально-волевой, личностной сферы и коммуникативной сферы.

Учителями – логопедами:

· Ранняя диагностика развития речи детей.

· Диагностика развития речи вновь поступивших детей по запросам воспитателей и родителей.

Воспитателями:

· Воспитание культурно – гигиенических навыков во время групповых и индивидуальных бесед, на материале дидактических игр и занятий на санитарно – гигиенические темы с показом наглядного материала.

· Ежедневно проводятся закаливающие процедуры:

– 1 младшая группа. 1 полугодие – воздушные ванны после сна. Гимнастика. Ходьба по дорожке. 2 полугодие – контрастные воздушные ванны после сна. Гимнастика. Ходьба по корригирующим дорожкам. Солнечные и воздушные ванны

– 2 младшая группа. Контрастные воздушные ванны после сна. Гимнастика. Полоскание рта после еды. Обширное умывание после сна. Ходьба по корригирующим дорожкам. Солнечные и воздушные ванны

– Средняя группа. Гимнастика. Контрастные воздушные ванны после сна. Ходьба по корригирующим дорожкам. Контрастное обливание ног. Обширное умывание после утренней гимнастики и сна. Полоскание рта после еды. Солнечные и воздушные ванны.

– Старшая и подготовительная группы. Контрастные воздушные ванны после сна. Взбадривающая гимнастика после сна. Ходьба по корригирующим дорожкам. Контрастное обливание ног. Обширное умывание после утренней гимнастики и физкультурного занятия. Полоскание рта после еды.

С 2009 по 2013 год в ДОУ №121 осуществлялся инновационный образовательный проект: «Реализация здоровьесберегающих технологий в работе с детьми-логопатами в возрасте от 3-х до 7 лет» в рамках работы городской экспериментальной площадки.

Цель проекта: индивидуализировать содержание лечебно-профилактической, физкультурно-оздоровительной и коррекционно-развивающей работы в соответствии с состоянием здоровья и развития детей компенсирующих групп разного возраста.

Результатом деятельности стало создание системы работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Специалисты ДОУ определили необходимый уровень психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, формы и методы оздоровления детей. Разработали и внедрили вариативные оздоровительные программы: для детей с нарушениями нервной системы; общеукрепляющих мероприятий для детей, для часто болеющих детей.

Цели использования здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ:

Применительно к ребенку: Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников и воспитание валеологической культуры (как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его); валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Применительно ко взрослым: Содействие становлению культуры здоровья валеологическому просвещению родителей.

Решению оздоровительных задач способствуют следующие формы организации детей:

Формы и методы оздоровления детей в МБ ДОУ №121

Формы и методы

Содержание

1

Обеспечение здорового ритма жизни.

– щадящий режим (адаптационный период)

– гибкий режим;

– организация микроклимата и стиля жизни группы;

2

Физические упражнения

– утренняя гимнастика;

– физкультурно-оздоровительные занятия;

– подвижные и динамичные игры;

– профилактическая гимнастика;

– спортивные игры;

– пешие прогулки.

3

Гигиенические и водные процедуры.

– умывание;

– мытье рук;

– игры с водой;

– посещение бассейна.

4

Свето-воздушные ванны.

– проветривание помещений;

– сон при открытых фрамугах;

– прогулки на свежем воздухе;

– обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

5

Активный отдых

– развлечения, праздники;

– игры – забавы;

– дни здоровья;

– каникулы.

6

Арома- и фитотерапия

– ароматизация помещений;

– фитопитание (чаи, коктейли, отвары);

– аромаподушки (саше);

7

Диетотерапия

– рациональное питание;

– индивидуальное меню (аллергия, ожирение, хронические заболевания).

8

Свето- и цветотерапия

– обеспечение светового режима;

– цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса.

9

Музтерапия

– муз. сопровождение режимных моментов;

– муз. оформление фона занятий;

– муз. театрализованная деятельность;

10

Аутотренинг и психогимнастика

– игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;

– игры – тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний;

– коррекция поведения.

11

Спецзакаливание

– босохождение;

– игровой точечный массаж;

– обширное умывание;

– дыхательная гимнастика.

12

Пропаганда ЗОЖ

– эколого-валеологический театр;

– периодическая печать;

– курс лекций и бесед;

– спецзанятия.

Предметом пристального внимания руководителя дошкольного учреждения остается организация здоровьесберегающей среды пребывания ребенка. Оздоровительная линия проходит и через предметную среду групп детского сада. Группы детского сада имеют центры физкультуры и оздоровления. Они оснащены стандартным и нетрадиционным оборудованием разной физической направленности. Оздоровительный и профилактический эффект имеют специально организованные уголки здоровья, уголки уединения. Систематизированная работа по охране и укреплению здоровья детей и физическому развитию, скоординированная и взаимосвязанная деятельность педагогов медицинского персонала – важный фактор реализации всех разделов программы оздоровления детей.

По результатам ежегодного медицинского обследования детей группы проводится мониторинг здоровья и развития детей. Целенаправленная и разносторонняя работа по проведению профилактических и оздоровительных мероприятий способствуют снижению заболеваемости детей, что видно в таблице мониторинга.

Мониторинг заболеваемости детей МБ ДОУ № 121

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Списочный состав детей

186

197

195

Заболеваемость на 1 ребенка

7,5 дето/дней

7,2

дето/дней

7,1

дето/дней

% часто болеющих детей

16 чел. – 8,5%

15 чел. – 7,6%

12 чел. –

6,1%

% детей с хр. патологией

11 чел. –

5,9%

14 чел. – 7,1%

16 чел. –

8,2 %

Благодаря проводимой работе, наметилась тенденция снижения уровня заболеваемости детей


Распределение детей по группам здоровья:

Группа здоровья

2011 г.

2012 г.

2013г. (5мес.)

D I

17, 8 %

19,7%

25, 5%

D II

75, 4 %

71,6%

69,3 %

D III

6, 8 %

8,5%

8,2 %

ДОУ в основном посещают дети второй группы здоровья.

На графике видна положительная динамика увеличения детей с 1 и 2 группой здоровья. Наблюдается также динамика в улучшении группы здоровья детей в МДОУ:

Мониторинг движения детей по группам здоровья:

Перевод детей

2011 г.

2012 г.

2013г.

(5мес.)

из D III в D II

1,2%

(3 чел.)

1,7% (3 чел.)

0,5%

(1 чел.)

из D II в D I

8,5%

(16 чел.)

9,7%(17чел.)

9,2%

(18 чел.)

Итого улучшили группу здоровья

9,7%

(19 чел.)

11,4%

(20 чел.)

9,7%

(19 чел.)

Работа учреждения многогранна и многопланова. В центре всей этой огромной работы находится только ребенок. Это смысл и цель всей педагогической деятельности нашего коллектива.

Организация питания детей.

Организовано 4-х разовое сбалансированное питание, включающее в себя йодо–содержащие продукты (хлеб йодированный, йодированная соль), соки, фрукты. Проводится витаминизация витамином С третьего блюда. В период эпидемий гриппа и ОРВИ в рацион детей вводится чеснок, лук. Соблюдается питьевой режим.

Здоровьесберегающая деятельность в МБ ДОУ №121

Обсуждение закрыто.